Одаренность человека — это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания. Необходимо холить
и лелеять, ухаживать за ним, сделать
все необходимое, чтобы он вырос
и дал обильный плод»
В. А. Сухомлинский
Одаренность — качественное, своеобразное сочетание врожденных способностей, предпосылок для достижений, обеспечивающее успешность человека при правильном развитии.
Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности зависят от сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, в которой воспитывается ребенок. В то же время влияние оказывают и психологические механизмы саморазвития личности, которые лежат в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.
Одаренность конкретного ребенка – это условная характеристика. Самые замечательные способности ребенка являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем.